ХХIХ Международный фестиваль оперы и балета прошел в Кишиневе
С 06 по 26 сентября 2021 года в Кишиневе состоялся ХХIХ Международный фестиваль оперы и балета, на который были приглашены артисты из Чехии, Грузии, Германии, России, Украины, Румынии и Польши.
Кишиневский национальный театр оперы, балета и драмы им. А.С. Пушкина, на сцене которого выступала одна из великих оперных певиц ХХ века Мария Биешу, с 2012 года носит ее имя. В 1990 году Марией Биешу был учрежден оперный фестиваль, ставший традиционным праздником Молдовы. И ныне он собирает лучших певцов и артистов оперы и балета со всего мира.
Сегодня мы предлагаем нашим читателям интервью с актерами, солистами Одесского оперного театра Анастасией и Эдуардом Мартынюк, приехавших в Молдавию на ХХIХ Международный фестиваль, с оперой “Пиковая дама”, дирижер – Антон Гришанин (Россия), Герман – Эдуард Мартынюк, Лиза – Оксана Крамарева (Украина), Полина – Анастасия Мартынюк (Украина).
По мнению Анастасии, современный зритель не перестает посещать театры. Одесскую оперу, по-прежнему, помимо одесситов, посещает огромное количество туристов. Спектакли, балеты, оперы, проходят при полном аншлаге. Их посещают как взрослые, так и дети. И это только радует.
К нашей беседе присоединился Эдуард Мартынюк, исполнитель роли Германа в опере “Пиковая дама”. Эдуард добавил: ‘Театр никогда не умрет, вопрос в том, во что он трансформируется.
Я разговариваю с молодыми людьми, моими однокурсниками, которые заканчивают со мной режиссерский факультет, задаю им вопрос:
“Что для вас главное в постановке?” Они говорят: “Главное — это эпатаж. Удивить, шокировать. Якобы постановка на этом выигрывает”.
Я им говорю: “Ну, сняли вы трусы на сцене. А дальше что?” Иногда культура зрителей оказывается выше культуры режиссера-постановщика. И зритель просто отворачивается при виде обнаженных тел на сцене или покидает зал.
Сейчас все настолько низко пало, а с интернетом упростилось, что в качестве примера можно привести вкус и качество мраморного мяса и доширака. Увы, основная масса предпочитает доширак.
Часто спрашивают: “В чем отличие театра от популярных жанров?” Я отвечаю: “Популярный жанр всегда одинаков, а театр каждый раз разный, потому что актер театра свою роль исполняет каждый раз по-иному, в зависимости от его расположения духа, внутреннего переживания, прожитого дня”.
Корр.: Опера П.И. Чайковского “Пиковая дама” мистическая. Сложно ли актеру передать эту мистику. Как с этим справляетесь вы, Эдуард?
— У Пушкина – это история, а передает мистическую окраску драмы – музыка Чайковского. Главное не зайти далеко. Комната графини – для меня самая мистическая картина. Я на определенном этапе музыки останавливаюсь внутренне, хотя я человек не суеверный, но есть какие-то законы, которые преломляют пространство. Самое главное не перейти грань. Есть спектакли, которые очень меняют актерскую жизнь, войдя в образ, актеры могут из него так и не выйти. Особенно когда они увлекаются магией, чем-то сверхъестественным. Это опасно.
Корр.: Что для вас первично, Эдуард, техника исполнения роли или духовная наполненность актера?
— У актера техника, однозначно, у создателя – духовная часть. Важна душа автора, если это великое произведение, а мы, актеры, начинаем не расшифровывать созданное произведение, а подключаться к этому генератору. Когда голос и музыка сошлись в гармонии, значит совместились духовные вибрации автора с исполнителем. Это здорово!
Корр.: Любовь или деньги… Герман оставляет Лизу и бежит в игорный дом. Значить нет любви?
— Есть любовь! У многих режиссеров, действительно, в основе драмы Германа лежат деньги, но у Германа есть такая фраза: “И вместе с ней смогу бежать прочь от людей…” Деньги для Германа как средство. Лиза для Германа солнце, он готов ей все отдать, но жизнь наложила свой отпечаток. Герман человек из небогатой семьи, неуравновешен, у него много комплексов. Возможность овладеть заветными цифрами фанатически овладела им. Мистически все сошлось плохо для Германа. Он не смог остановиться вовремя.
Выразить образ Германа не просто, это персонаж, которого я очень люблю. Если мне повезет, я поставлю “Пиковую даму” как режиссер.
На этом завершился наш интересный разговор с исполнителем главной роли в опере П.И.Чайковского “Пиковая дама” Эдуардом Мартынюком.
При полном аншлаге завершил фестиваль – гала концерт театра оперы и балета им. Марии Биешу. (дирижеры Даниэль Жинко (Румыния), Вячеслав Чернуха-Волич (Украина).