Концерт к 150-летию со дня рождения Цемлинского в БЗФ

13 Окт 2021

19 октября 2021 года, вторник, 20.00 , состоится концерт Академического симфонического оркестра Санкт- Петербурской филармонии.

Академический симфонический оркестр под управлением Владимира Альтшулера посвящает исполнение симфонической фантазии «Русалочка» 150-летию со дня рождения одного из ярчайших композиторов начала XX века Александра фон Цемлинского. Также в этот вечер прозвучит знаменитый Второй фортепианный концерт Сергея Рахманинова – один из величайших шедевров XX века, рождение которого знаменовало для композитора начало нового этапа после затяжного тяжелого творческого кризиса. Солист – известный петербургский пианист Александр Кашпурин.

Один из ярчайших и влиятельнейших музыкантов, работавших в Вене начала XX века, композитор, чьи ранние сочинения благословили Иоганнес Брамс и Густав Малер, дирижер, педагог, единственный учитель крупнейшего реформатора музыки Арнольда Шенберга, Александр фон Цемлинский закончил свою жизнь в трагической безвестности в 1942 году в предместье Нью-Йорка: спасаясь в годы Второй мировой войны из охваченной коричневой чумой Европы, он эмигрировал за океан и, увы, не смог добиться там того признания, которого заслуживал.

Сегодня музыка Цемлинского постепенно возвращается из забытья, в котором пребывала долгое время . Самое ныне исполняемое сочинение Цемлинского было написано в первые годы XX века, его мировая премьера состоялась в 1905 году в Музикферайне в одном концерте с премьерой симфонической поэмы «Пеллеас и Мелизанда» Шенберга, и критика поставила музыку Цемлинского выше. Судя по всему, существовала достаточно подробная программа «Русалочки», восходящая к знаменитой сказке Андерсена, но этот текст не сохранился, да и попытки пошагово отразить в музыке сюжет в процессе работы отошли на второй план, уступив место чередованию обобщенных настроений и красок. В музыке «Русалочки» отразилась эпоха – в ней слышны отголоски сочинений Чайковского, заметно и влияние Вагнера: экзальтированные, полные любовной муки «тристановские» гармонии, возможно, отражают состояние самого композитора при работе над этой партитурой – незадолго до этого одна из первых красавиц Вены Альма Шиндлер оставила его, объявив о помолвке с Густавом Малером.

https://www.philharmonia.spb.ru/

RELATED POST
Мы в социальных сетях

Подписаться

Будьте в курсе свежих публикаций - подпишитесь на мэйл рассылку