Летом-потопаешь, зимой-полопаешь
В 230 км от Санкт-Петербурга находится абсолютно другой мир. Мир, где по дорогам бегают лайки без ошейников, а по окраинам стоят дымящиеся самовары с горячим чаем. Мир, в котором простые люди живут в деревянных домах со множеством окон. Они говорят через букву «О», пекут пироги в настоящих деревенских печах и топят баню по-чёрному. Мир, который окружают дремучие леса и непроходимые болота.
Это окраина вологодской области, городишко со звучным названием-Вытегра.
Добраться туда не просто. Летом дороги размывают обильные ливни и разбивают лесовозы, зимой ледяную корку проезжей части покрывают многоэтажные сугробы.
Поэтому этот мир так далёк от цивилизационных условий и почти не тронут Матушкой Культурой. Дети не сидят в социальных сетях, а стоят с удочками на берегах рек и озёр. Взрослые не торчат в пробках, а строят дома и заготавливают дрова. Старики не жалуются друг другу на ревматизм, сидя на лавках, а ходят по грибы да по ягоды.
Дома в этих краях деревянные, со множеством окон. Внутри обязательно печка. В некоторых их может быть две: печка-голландка, обогревающая сразу несколько комнат, и традиционная русская, где пекут пироги. У большинства есть лежанки – прекрасная альтернатива ортопедическому матрасу. Лежишь зимой на такой, бока греешь, за окном завывает метель, а в печи трещат паленья.
Невозможно поверить, что в 21 веке дом отапливают дровами, еду готовят на печи, а бельё полощут в реке. Для Вытегры это норма.
В каждом дворе обязательный атрибут – баня. Это так называемая «сарайка» из дерева с трубой и котлом, а рядом – колодец с чистейшей питьевой водой.
Магазины «Авоська» – прапрадеды наших супермаркетов – предлагают продукты и самодельные товары: вязанные носки, плетённые лапти, валенки, деревянные подделки, мухобойки (какая липкая лента?), колуны (приспособление для колки дров) и многое другое.
В Вытегре можно посетить несколько краеведческих музеев, увидеть настоящую подводную лодку Б-440, стоящую на приколе и открытую для туристов.
Интересна система шлюзов. Ежедневно через неё проходят прогулочные катера, многоэтажные корабли, баркасы, переправляющие лес. Водный транспорт входит в шлюз, который потом закрывают и заполняют водой, что позволяет подняться на уровень выше, как по ступенькам.
В Карелии есть даже море. Так называют Онежское озеро, берега которого едва видны. Вода там прозрачная, холодная и живая.
Жители отличаются своеобразным говорам и шутками, полными жизненного смысла. В этом крае бытует поговорка: «Летом потопаешь, зимой полопаешь».
Потопать – собрать травы, грибы, ягоды, мёд, наловить рыбы и наколоть дров.
В мегаполисах немногие пользуются целебными свойствами трав, привычно заменяя их антибиотиками. А Карелия – кладезь даров природы. Багульник заваривают от кашля, иван-чай лечит урологические заболевания, ромашку и зверобой принимают «вообще от всех недуг». Местные жители пьют травяные сборы просто как чай – какой чайный пакетик сравнится с этим, будь он хоть сто раз ароматизированный!
От дедушек и бабушек у многих остались берестяные лукошки. В них собирают ягоды, чтобы они не мялись. Ягод в этих краях видимо-невидимо. На кочках краснеет клюква, под пеньками желтеет морошка и целые боры голубые от черники. Из ягод варят компоты, делают варенья, пекут пироги.
За грибами местное население ходит с вёдрами и ножами, чтобы грибницу не повредить. Подосиновики, подберёзовики, белые грибы, грузди, маховики, сыроежки и «карельские» – волнушки и обабки – собирать их сплошное удовольствие. Ноги (обязательно в резиновых сапогах – страховка от змей) проваливаются в мох. Уши радует птичье пение. Нос балует запах свежести. Душа наполняется гармонией и умиротворением.
Грибы жарят, солят, маринуют. Поразительно, вытегорцы берут только белые, называя их благородными, и засаливают волнушки. Поэтому леса буквально наполнены всевозможными грибами, как и водоёмы рыбой.
У рек и озёр звучные названия – Салозеро, Ундозеро, Свирь, Андома, Мегра. Рыба там водится тоже «не простая»: хариус, форель, ерш, плотва, краснопёрка, сиг, корюшка, судак, ряпушка, щука, окунь. Каждая ловится по-разному – кто на спиннинг, кто на удочку, а кто сетями. Местные рыбаки, настоящие профессионалы своего дела, знают все тонкости рыбалки и миллион баек с ней связанных. Рыбу коптят, жарят, морозят или делают консервы. Вся она экологически чистая.
В каком мегаполисе можно увидеть всё это? Человек всё больше отгораживается от природы, теряет с ней связь. Автомобильный гул заглушает пение птиц, дымовая завеса застилает радугу, появляющуюся на небе после дождя, крыши многоэтажек закрывают солнце, деревья умирают, закатанные в бетон…
А всего в четырехсот тридцати километрах находится абсолютно другой мир. Может, стоит выбрать его, такой суровый, но такой настоящий, для отдыха телом и душой?